Все хорошо знают «Генералов Танкограда»: Зальцман, Духов, Трашутин, Котин, Балжи, Баранов, Махонин, Патоличев. Их заслуги перед Отечеством неизмеримы. Но есть еще и их замы, инженеры, конструкторы скромно выполнявшие свою работу, без которой «Генералы» никогда не стали бы «Генералами». Трудно найти их фотографии, часто мало информации. Вспомним их имена.
Борис Евграфович Архангельский (1906 – 1980) - советский конструктор тракторов. На Челябинском тракторном работал заместителем начальника конструкторского бюро по тракторным моторам и шасси. Руководил доработкой узлов тракторов C-60, С-65, артиллерийского тягача C-2. С 11 июня 1940 года назначен начальником конструкторского подотдела СКБ-3 ЧТЗ по танкам, с июля 1941 года - заместитель главного конструктора СКБ-3 Н.Л. Духова, главный конструктор танкового конструкторского бюро. В начале 1942 года по личному заявлению направлен в распоряжение Наркомата среднего машиностроения. После войны — главный конструктор Липецкого тракторного завода.
Николай Валентинович Цейц (1884-1942) - советский конструктор бронетанковой техники, профессор Московского энергетического института, ведущий конструктор Ленинградского завода опытного машиностроения № 185 им. С.М. Кирова. Создатель танков Т-28, Т-29, КВ-5, КВ-13, разработчик танков Т-35, КВ-3, КВ-4. В 1938 году был арестован. В 1941 году эвакуирован вместе с Кировским заводом в Челябинск. В 1942 году освобожден. Возглавил проектирование облегченного танка КВ-13 в СКБ-2 Челябинского Кировского завода. За разработку представлен к награждению Орденом Ленина. 19 июля 1942 года во время испытаний КВ-13 Николай Цейц скоропостижно скончался на рабочем месте. 25 мая 1991 года был полностью реабилитирован.
Имя Николая Валентиновича Цейца знают немногие. А инженер это был уникальный!
Он стоял у истоков советского танкостроения: создавал танк Т-28, участвовал в разработке Т-29. Его заслуга в инженерных конструкторских решениях многих машин: КВ-13, КВ-5, Т-35, КВ-3, КВ-4. Участвовал в проработке двухбашенного танка СМК. По воспоминаниям современников Николай Валентинович был очень интеллигентным и скромным человеком. Получил хорошее образование – МВТУ имени Баумана. В конце 20-х в Казани сотрудничал с немецкими специалистами, проводившими испытания немецких танков на полигоне советско-немецкой танковой школы КАМА. Энциклопедические инженерные знания позволяли ему производить расчеты, создавая необходимые формулы. На Кировском, в Ленинграде, Жозеф Яковлевич Котин оценил талант специалиста и назначил Николая Валентиновича ведущим инженером проекта по разработке сверхтяжёлого трёхбашенного танка КВ-5. Цейцу принадлежат многие компоновочные танковые схемы. Любимым инструментом инженера Цейца была логарифмическая линейка, с ней он расстался единственный раз, умирая, попросил передать сыну Юрию Цейцу. Умер Н.В. Цейц 19 июля 1942 года. На его могиле, на челябинском кладбище было установлено надгробие в виде башни танка. Его сын, стрелок-радист, Юрий Цейц, погиб 2 мая 1944 года. Экипаж бомбардировщика «Бостон» погиб при возвращении с боевого задания. Николай Валентинович Цейц, как настоящий инженер, ценил чертежи, поэтому свои наброски и последние чертежи броневых машин, чувствуя, что жизнь уходит, просил передать инженеру, разработчику танков Н.Ф. Шашмурину.
Израиль Ерухимович Вихман (Яков Ефимович) (1896-1976) -конструктор дизельных двигателей, один из руководителей конструкторского коллектива по созданию и производству дизельных двигателей для танков. Заложил основные конструктивные решения первого опытного образца двигателя БД-2 (В-2) в 1933 году. Дизель, В-2, устанавливался на средние и тяжелые танки, САУ, и другие образцы спецтехники. За годы войны только на ЧТЗ изготовлено 48 тысяч танковых двигателей типа В-2. С 1941 — заместитель главного конструктора СКБ-75 Кировского завода в Челябинске. В 1941—1961 -преподаватель Челябинского машиностроительного техникума (бывший тракторный). Награды: Сталинская премия второй степени (1946) — за создание танковых дизель-моторов, 2 ордена Ленина, Орден Отечественной войны 1 степени.
Михаил Николаевич Ижевский -конструктор танков. До войны на Кировском заводе в Ленинграде участвовал в разработке танков СМК и КВ. В 1940 был командирован на ЧТЗ во главе группы конструкторов для организации производства КВ. С их помощью на ЧТЗ были изготовлены все узлы танка KB и 31 декабря 1940 г. произведена опытная сборка первого KB челябинского производства. Первый экспериментальный танк был собран на площадке холодноштамповочного отделения механосборочного цеха.
Яков Исаакович Невяжский (1902-1975) - советский учёный, инженер, организатор производства танковых двигателей. В 1952—1975 профессор и зав. кафедрой Харьковского авиационного института. В июле 1941 на Челябинском тракторном налаживал производство танковых дизелей. Запустил эвакуированный из Харькова моторный завод за 35 дней при отведенном сроке в полтора месяца. С октября 1941 по 1945 год - заместитель директора Челябинского Кировского завода. Автор учебников и учебных пособий. Награждён двумя орденами Ленина.
Павел Ефимович Саблев (1903-1975)- советский хозяйственный деятель, машиностроитель, директор Харьковского тракторного завода имени С. Орджоникидзе, Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Сталинской премии (1946). В 1941—1944 годах — руководитель конструкторской группы СКБ-75 Кировского завода Наркомата танковой промышленности СССР в Челябинске. Участвовал в создании двигателей для танков КВ, ИС и артиллерийских самоходных установок. В 1944—1946 годах — заместитель секретаря партийного комитета Челябинского Кировского завода.
Моисей Наумович Найш (1912-1996) – инженер, конструктор. В 1941—1947 годах — начальник цеха, начальник моторного производства, заместитель главного инженера завода, начальник танкового производства на Челябинском Кировском заводе. Под его руководством в кратчайшие сроки был поставлен на серийное производство дизель В-2 и организован конвейерный выпуск тяжёлых танков КВ и ИС и танков Т-34. В послевоенные годы занимался производством дизелей для военно-морского флота. В Луганске организовывал выпуск тепловозов. Награды: два ордена «Знак Почёта», три ордена Трудового Красного Знамени, Орден Ленина, Сталинская премия первой степени (1946) — за коренное усовершенствование технологии и организацию высокопроизводительного поточного метода производства тяжёлых танков.
Сергей Несторович Махонин. Танкоградцы знают, как Мариэтта Шагинян называла Исаака Зальцмана – «Бархатный орешек с металлом внутри». Но то, что Мариэтта Шагинян ездила на танке, встречалась с Главным инженером Челябинского Кировского завода Сергеем Несторовичем Махониным, и даже указывала ему, как построить работу литейного цеха, известно не многим. Вот как она описала свои впечатления: «Это крупный, смуглый, круглолицый, простой человек (плотный), вообще впечатление округлости от него, страшно молчаливый. Но со мной он помаленьку разговорился, верней, разгорелся – на вопросах техники». О его немногословности ходили в Харькове легенды. Человек-скала – называли его в Харькове. Сергей Несторович в 1941 году приехал в Челябинск одним из первых. Его задача – организовать размещение оборудования танкового производства. Танки – не тракторы, переделывать было нужно многое, а некоторые цеха строить заново. На главном инженере лежит всё – и станки, и люди, и питание, но, прежде всего, производство. Сергей Несторович справился. В 1929 году С.Н. Махонин окончил Военно-техническую академию им. Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде, возглавлял участок по сборке и испытаниям танков на заводе имени Коминтерна в Харькове, руководил ОТК, Высшей школой танковождения (была и такая). Лично участвовал в пробеге серийных танков БТ-5 Харьков - Москва, возглавлял производство дизелей, руководил производством Т-34 в Харькове. Именно он и стал в 1941 году главным инженером и первым заместителем директора Кировского завода. На фотографиях военных лет первые лица Челябинского Кировского. Директор, Главный инженер, Главный конструктор. И среди испытателей на полигоне – тоже Сергей Несторович. В послевоенные годы Сергей Несторович Махонин – заместитель министра транспортного машиностроения СССР, Максарёва Ю.Е., тоже танкиста (в годы войны директор танкового завода № 183 в Нижнем Тагиле). С.Н. Махонин – генерал-лейтенант-инженер, лауреат трёх Сталинских премий, кавалер двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, ордена Кутузова I-й степени, ордена Отечественной войны I-й степени, трех орденов Трудового Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды и других государственных наград.
Яков Николаевич Федоренко. Часто на Челябинский Кировский завод в годы Великой Отечественной войны приезжал Яков Николаевич Федоренко, заместитель наркома обороны СССР, начальник Автобронетанкового управления Красной Армии, командующий бронетанковыми и механизированными войсками. Яков Николаевич не просто был гостем на заводе, он ходил по цехам, вникал в детали танкового производства, выезжал на танковый полигон с конструкторами танков Николаем Духовым и Жозефом Котиным. Проверял каждую машину в действии. Сутками не вылезал из танка.
Во время войны семья Якова Николаевича была эвакуирована в Челябинск. Яков Николаевич – человек удивительной судьбы. Яков Федоренко – первый Маршал бронетанковых войск Советского Союза. Именно ему и П.А. Ротмистрову было присвоено это звание. Прожил он недолгую жизнь, командовал бронетанковыми войсками. Занимался и подготовкой танкистов. Бывал в Челябинском танковом училище. Яков Николаевич был представителем Ставки Верховного Главнокомандования на Сталинградском фронте, где 12 танковой бригадой командовал еще один впоследствии челябинец – Авраам Соломонович Кирнос, с 1943 года заместитель начальника танкового училища по строевой части. Биография Федоренко богата различными эпизодами. Он был моряком в Гражданскую войну, командовал бронепоездом. И затем всю оставшуюся жизнь посвятил бронетанковым войскам Советского Союза.
Яков Николаевич Федоренко награжден 4 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й ст. и Кутузова 1-й ст., иностранными орденами.
В годы войны на Челябинском Кировском заводе работал токарь-карусельщик. Он проработал на заводе все тяжёлые годы войны. Обтачивал катки для танков, рисовал плакаты. Звали его Леонид Шварцман. Израиль Аронович Шварцман родился в Минске, а потом перебрался в Ленинград. Осенью 1941 года получил повестку, а в военкомате обнаружилось, что его дело потеряли и призыв отложился на неопределённое время. 7 июля 1941 года Леонид стал учеником токаря на Ленинградском Кировском в механическом цехе № 1. В ноябре, вместе с заводом был эвакуирован в Челябинск. Самым тяжёлым был 1941 год. «Пальцы примерзали к ледяному металлу», - вспоминал Леонид Шварцман. Взрослые сменщики не выходили на работу, просто умирали. В эти годы наглядная агитация была большим и важным делом, и, когда на заводе узнали, что Леонид умеет рисовать, а он учился в школе при Институте живописи, скульптуры, архитектуры имени И.Е. Репина, его сразу позвали в заводскую оформительскую мастерскую. Ему пришлось писать портреты Сергея Мироновича Кирова, передовиков производства, членов политбюро, лозунги. Во время войны в Минском гетто погибли все родственники и друзья детства Леонида Шварцмана, в блокадном Ленинграде умерла от голода мама, племянник Алик, муж сестры.
Намного позже Леонид Шварцман стал известным мультипликатором и создателем образа Чебурашки и крокодила Гены, старухи Шапокляк и ещё десятков не менее любимых героев. А осенью 1945 его вызвали на экзамены во ВГИК. С трудом, но отпустили с завода, выдали паспорт в отделе кадров, и Леонид поступил во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии). Уже в 1948 году будучи студентом 3 курса, он начал работать на студии «Союзмультфильм», где проработал 54 года. Леониду (Израилю) Ароновичу Шварцману 30 августа исполнилось 100 лет. Как художник-постановщик и режиссёр он принимал участие в создании свыше 60 мультипликационных фильмов. Леонид Аронович - Патриарх рисованного и кукольного кино, Народный художник Российской Федерации, член АСИФА (Международная ассоциация анимационного кино), член Союза художников и Союза кинематографистов РФ, член Академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии «Голливуд - детям», Народной премии «Светлое прошлое», приза Суздальского фестиваля «За вклад в профессию», участник Великой Отечественной войны, награжден медалями «За оборону Ленинграда», «Ветеран труда».
Евгений Андрианович Белецкий. 22 июня 1941 года на склонах горы Эльбрус Евгений Белецкий отрабатывал приемы страховки. По распоряжению Генерального штаба РККА на сборы собрались лучшие альпинисты страны. Неожиданно командующий управлением лыжной, горной и физической подготовки РККА генерал А. А. Тарасов по рации передал приказ – всем спускаться в Терскол. Началась война…
Евгений рвался в горы, хотел применить свой опыт альпиниста в бою. Но приказ -возвращаться в Ленинград на Кировский завод. Рабочий – токарь Белецкий приступил к эвакуации инструментального парка. Когда последние 50 станков погрузили на баржу, Евгения срочно самолетом направили в Челябинск – готовиться к приему оборудования. В Челябинске Белецкий узнал, что баржа потоплена, а станки ушли на дно Ладоги. В эти тяжелые военные дни парторг инструментального цеха Челябинского Кировского завода Евгений Белецкий не уходил с завода и ночевать оставался в цехе.
В августе 1942 года фашисты вышли к перевалам Западного Кавказа. И вот тогда опять вспомнили о военных альпинистах. В Челябинск пришла телеграмма - «Е. А. Белецкого срочно направить в распоряжение войск НКВД». Бригада ОМСБОН (отдельная мотострелковая бригада особого назначения) базировалась под Москвой и состояла из спортсменов. Воины-спортсмены изучали радиосвязь, подрывное дело и уходили через линию фронта в тыл врага. Евгений Белецкий вёл занятия по горной подготовке. Затем его направили в Тбилиси в Школу военного альпинизма и горнолыжного дела. Евгений Белецкий разрабатывает методики ведения боевых действий в горах, готовит инструкторов, принимает участие в разработке боевых операций.
21 августа 1942 года группа горных егерей поднялась на вершины Эльбруса: западную – 5642 метра и восточную – 5621 метр и установила флаги Третьего рейха. Участников наградили Железными крестами и жетонами с изображением контуров Эльбруса, и надписью - «Пик Гитлера».
В феврале 1943 года группа опытных советских альпинистов получает приказ – подняться на вершины Эльбруса и сорвать фашистские штандарты. Подняться на Эльбрус зимой при сильнейших ветрах, сорокаградусном морозе – задача не из лёгких. А ещё минные поля, снег глубиной 8 метров, разгромленные фашистами базы, отряды фашистов. Но в этих тяжелейших условиях подъем совершен. Красные знамёна подняты над западной и восточной вершинами Эльбруса.