1945

7 февраля

  • «Челябинский механико-машиностроительный институт открыт в феврале 1944 г. по решению Совнаркома СССР…

В институт принято в этом году около 500 студентов, среди них много участников Отечественной войны. Студенты обеспечены хорошими общежитиями и столовой.

В институте организовано 20 кафедр. Многие профессора и преподаватели института одновременно являются видными деятелями наших крупнейших заводов. Например, заведующий кафедрой танкостроения – лауреат Сталинской премии Н.Л. Духов и др…

Остро стоит вопрос о помещении. Силами института составлен проект строительства здания и сооружений Челябинского механико-машиностроительного института. В первую очередь необходимо построить лабораторный корпус.

Начало положено – институт создан и открыт». (Хмельницкий И. Челябинский машиностроительный институт // Челябинский рабочий. – 1945. – 7 февраля.)

23 февраля

  • В газете «Челябинский рабочий» опубликована статья, посвященная участию челябинцев на фронтах войны.

«На рубеж реки Орс, в районе населенных пунктов Бессоновка, Дулейбино, Шигры 27 июля 1943 г. 30-й Уральский добровольческий танковый корпус принял первое боевое крещение. Это были дни ожесточенных боев с врагом на Орловско-Курском и Белгородском направлениях.

В боях УрТК завоевал гвардейское знамя. Приказом Народного комиссара обороны ему было присвоено наименование – 10-й Гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус.

Шли дни, недели, месяцы. Уральские танкисты вели бои на коммуникациях Брянска, за овладение железной дорогой Брянск-Лагов, сражались на Гомелиском направлении Уральцы освободители сотни населенных пунктов, уничтожили более 10 тысяч немецких солдат и офицеров, захватили много трофеев и пленных.

Второй этап боевых действий начался в конце февраля 1944 г. Сражениями в районе Ямполя, Каменец-Подальска… – здесь сражались и побеждали уральцы весной 1944 г…

С беззаветным мужеством сражались гвардейцы УрТК за освобождение г. Львова. Уральские танки первыми ворвались на львовские улицы.

Урал никогда не забудет подвига своего сына – бывшего инженера-железнодорожника гвардии старшины Александра Марченко, погибшего с красным знаменем в руках на лестнице львовской ратуши, подвигов танкиста Федора Суркова, артелериста Хардикова, разведчика Соколова и многих других, 3000 бойцов и фофицеров были награждены медалями и орденами…

Идут вперед на окончательный штурм врага вместе со всей Красной Армией сыны Урала». (Валентинов С. Вперед, на запад, на Берлин! // Челябинский рабочий. – 1945. – 23 февраля.)

  • В городе был открыт новый кинотеатр.

«В ознаменование 27 годов Красной Армии в поселке завода металлоконструкций, на берегу озера Смолино, открыт кинотеатр на 210 мест. Театр построен коллективом завода за 46 дней. Здание театра отделано с большим вкусом.

Новый театр – первый за 12 кинотеатров, которые должны быть построены в этом году в Челябинске по обязательству, данному тов. Сталину.

При открытии демонстрировался художественно-исторический фильм «Иван Грозный». (Челябинский рабочий. – 1945. – 23 февраля.)

24 февраля

  • «В начале марта Челябинское областное отделение Всесоюзного географического общества при Академии наук СССР созывает географическую конференцию.

На конференцию съедутся члены Всесоюзного географического общества краеведы, преподаватели географии, истории, литературы и русского языка, естествознания.

В числе приглашенных профессора М. Келлер (Свердловск), В. Кондратов (Молотов), ученый-археолог К. Сальников (Чкалов), уральский краевед В. Бирюков (Шадринск) и др.

Конференция заслушает доклады: кандидата географических наук В. Старцева о ближайших задачах изучения природы, истории и экономики Южного Урала и Зауралья, И. Горохова – о краеведческой работе в Челябинской области и М. Барабошкина – о 25-летии Ильменского государственного заповедника им. Ленина.

Кроме того, будет сделан ряд сообщений о новейших достижениях ученых Челябинска в науке и технике». (Челябинский рабочий. – 1945. – 24  февраля.)

28 февраля

  • Челябинские автотранспортники «Челябметаллургстроя» стали использовать новый вид топлива.

«Древесина, бурый уголь, торф, древесный уголь, сжатые и сжиженные газы, – все это может служить прекрасным моторным топливом. Достигнув этого, мы можем сберечь для нужд фронта огромное количество нефтяного горючего.

Хорошую инициативу в этом отношении проявляют автотранспортники «Челябметаллургстроя». К настоящему времени здесь перевели уже почти половину большого автопарка с бензина на твердое топливо…

Применяя местное топливо, коллектив транспортника «ЧМС» сэкономил в 1944 г. сотни тонн бензина». (Никоненко И. Автомобили работают на древесине и торфе // Челябинский рабочий. – 1945. – 28 февраля.)