Свиридова Валентина Фёдоровна родилась 25 августа 1922 года в деревне Боровлянке Зерноголовского района Курганской области. Мать Пелагея Фёдоровна - домохозяйка, отец Фёдор Кузьмич - председатель колхоза. В семье было 6 детей. В 1933 году семья переехала в Забайкалье. Мать умерла. Снова вернулись в Курган. Отец работал на железной дороге. Отца по навету посадили в тюрьму, детей младших отдали в детдом. Во время войны отец погиб в штрафбате. В 1940 году Валентина Фёдоровна закончила, железнодорожный техникум. Направили работать на станцию Синарская в Свердловской области. В 1942 году направили на Волховский фронт. Обслуживали железную дорогу. Со всех концов страны для Ленинграда и фронта шли грузы. Нужны были две линии для пропуска поездов. Труженики стальных магистралей, рискуя жизнью, восстанавливали разрушенное железнодорожное хозяйство, чтобы бесперебойно шли поезда. Многие станции подвергались бомбардировкам по нескольку раз в сутки, а грузы тем не менее надо было доставить по назначению. Выносили с полотна железной дороги неразорвавшиеся бомбы, растаскивали горящие вагоны тушили пожары. Все это делали под бомбежками, часто по-пластунски. Валентина Фёдоровна и другие девчата были «живыми светофорами». Такие светофоры стояли через каждые 800 метров. Днем продвигали поезда флажками, а ночью - фонариками.
Летом 1943г. находились в Гатчине. Был очень сильный массированный налет и были вынуждены отойти в болото и простояли там по пояс в воде целые сутки. Немцы захватили участок, но в болото не полезли. Наши нанесли контрудар и прогнали врага. Мы вернулись на участок и снова начали восстанавливать разрушенные пути. На некоторых участках, где местность была открытой, противник имел возможность обстреливать поезда прямой наводкой. Трудно преодолевался и свайно-ледовый мост. Особенно опасным для движения он стал весной 1943 года. Ленинградская сторона ушла под воду. До мая 1943 года на линии Шлиссельбург-Поляны-Волховстрой поезда двигались только в ночное время. Но вот в колонне получен приказ: «Поезда водить и днем». Как вспоминала Валентина Фёдоровна: «Первый дневной поезд довелось вести нашим землякам». Этот рейс запомнился Валентине Фёдоровне на всю жизнь. Когда ознакомили с приказом ни у кого из состава паровозной бригады не дрогнул ни один мускул. В их глазах я прочитала: «Будьте уверены, приказ выполним, как солдаты». Весь рейс поезд подвергался артобстрелам, но, к счастью, прямых попаданий не было. В дальнейшем такая практика стала обычной, поезда ходили днем и ночью. Они перевезли тысячи вагонов грузов. Светлая память о подвиге железнодорожников не исчезнет, останется в истории России навсегда.
В 1944 году мы стояли в Гатчине. Работала стрелочницей, восстанавливали пути, строили новые. Закончилась война, и мы с мужем уехали в Челябинск. Снова работала стрелочницей на станции Челябинск. С мужем воспитали четверых детей. В МОУ СОШ № 154 учится внук Валентины Фёдоровны. Она приходила к нему на классный час. Внук гордится бабушкой.
Дмитриева Полина, ученица 3 А класса, Мамонова Закальнифа Аюповна, руководитель музея МАОУ СОШ № 154.
Источник: Фронтовиков знаем, помним. Истории жизни: сборник / Сост. С. И. Переяславская, И. Н. Братушкина, А. А. Бочкарев. – Челябинск: ЗАО «Челябинская межрайонная типография», 2012. – С. 132-133.