Вячеслав Александрович Малышев (16 декабря 1902 года - 20 февраля 1957 года), государственный деятель, генерал-полковник инженерно-технической службы. В 1939 – 1957 гг. - народный комиссар (министр) машиностроительных отраслей промышленности, куратор производства по разделению изотопов урана. Герой Социалистического Труда (1944), лауреат двух Государственных премий СССР.
Вячеслав Александрович Малышев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар) в семье учителя. Семья была большая, в дальнейшем два брата Вячеслава Александровича выбрали профессию художников – Авенир Александрович и Леонид Александрович. Оба работали в Челябинске на Кировском заводе. Леонид писал портреты танкоградцев, зимние пейзажи Урала, работал над монументальными полотнами, политическими плакатами. По заданию Наркомтанкпрома создал серию плакатов о новых вооружениях РККА. Авенир фотографировал. Об Авенире Малышеве следует сказать отдельно. Благодаря его увлечению мы сегодня можем рассматривать фотографии военного времени, сделанные в цехах или кабинетах Танкограда. Родственные связи с «танковым наркомом» позволяли ему обходить запреты, а мы имеем возможность разглядывать удивительные фотографии, а их около 150. На фотографиях: Ж.Я. Котин, И. М. Зальцман, В. А. Малышев, «генералы Танкограда», испытатели танков, рабочие, конструкторы и сам Авенир Малышев. Альбом хранится в Объединённом государственном архиве Челябинской области. Это подарок дочери Ж.Я. Котина, Надежды.
В 1904 году семья Малышевых переехала из Усть-Сысольска в город Великие Луки, где и прошло детство Вячеслава Александровича. Работать Вячеслав Малышев начал в 16 лет, сначала в народном суде г. Великие Луки, затем слесарем в железнодорожных мастерских. Окончил железнодорожный техникум в 1924 году, стал помощником машиниста в депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году он был принят в члены Коммунистической партии. С ноября 1927 года он возвращается к прежней работе в депо Подмосковное, а затем в депо Люблино Московско-Курской железной дороги. В июле 1930 года Малышев, после трехмесячной подготовки, в составе третьей парттысячи был направлен в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. С сентября 1934-го по февраль 1939 года Вячеслав Александрович работает на Коломенском паровозостроительном заводе, быстро продвигается по служебной лестнице: конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер завода, директор завода. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1939 году. Малышев назначен народным комиссаром тяжелого машиностроения СССР. В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вячеслав Александрович занимает должности заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, председателя Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в октябре 1940 - сентябре 1941 гг. он — народный комиссар среднего машиностроения СССР, в сентябре 1941 - июле 1942 гг. и в июне 1943 - октябре 1945 гг. — народный комиссар танковой промышленности СССР.
Вячеслав Александрович Малышев, в годы Великой Отечественной войны, в Челябинске человек не посторонний. Об этом напоминает мемориальная доска на здании «Детского мира», в котором размещался наркомат танковой промышленности и работали Вячеслав Малышев и Исаак Зальцман.
Есть в Челябинске ещё одно здание, в котором часто бывал нарком Малышев. Это «инженерный дом». Современный адрес – Кирова, 163. Построено здание было в 1928 году для иностранных специалистов, работавших на строительстве Челябинского тракторного завода. А потом квартиры выделили инженерам и специалистам ЧТЗ. В доме жили или бывали многие известные личности. Это, и директор завода Александр Давидович Брускин, и главный инженер Израиль Яковлевич Нестеровский, и талантливые конструкторы и организаторы производства (многие расстреляны во время репрессий 30-х годов, реабилитированы в 1956 г.), начальники цехов Павел Лесковский и Зинаида Гурина, бывала лётчица Валентина Гризодубова. В годы войны: эвакуированные специалисты, конструкторы и руководители Танкограда Ж. Я. Котин и Н. Л. Духов, нарком В. А. Малышев, его брат Авенир Малышев.
В 1945 году был создан Наркомат транспортного машиностроения во главе с Малышевым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народный комиссар; с марта 1946 г. — министр транспортного машиностроения СССР). В декабре 1947 года Малышев назначается заместителем председателя Совета Министров СССР и остается в этой должности до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. С 1945 года Малышев принимал самое активное участие в атомном проекте. Под его руководством строились и развивались комбинаты соответствующего профиля на Урале и в Сибири. Нарком транспортного машиностроения СССР В.А. Малышев курировал проектирование и сооружение «заводов типа 3», и оборудования для них. Под условным наименованием «завод типа 3» в то время проходили предприятия по производству урана-235.
С января 1950 года по октябрь 1952 года Малышев — министр судостроительной промышленности СССР. В.А. Малышев являлся одним из зачинателей и организатором работ по созданию атомного подводного флота СССР. По его инициативе в 1952 году в ПГУ и Минсудпроме было подготовлено постановление правительства о строительстве в СССР первой подводной лодки с ядерно-энергетической установкой (ЯЭУ). В марте 1953 года Вячеслав Александрович становится руководителем огромного Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР (МТТМ).
26 июня 1953 года Указом Президиума Верховного Совета СССР образовано Министерство среднего машиностроения СССР. 1 июля 1953 года постановлением Совета Министров СССР в состав нового министерства переданы Первое (атомная промышленность) и Третье (разработка и создание систем ПВО) Главные управления при Совете Министров СССР. 29 июня 1953 года В.А. Малышев, стал первым министром среднего машиностроения СССР. Первыми заместителями министра стали б.Л. Ванников и М.В. Хруничев, заместителями — П.Я. Антропов, А.П. Завенягин, В.М. Рябиков. При участии Малышева проходило создание первого предприятия по получению урана-235 газодиффузионным методом — комбината № 813 (Уральский электрохимический комбинат). Продукция этого комбината была использована во второй, испытанной в СССР ядерной бомбе — РДС-2 (в первом ядерном заряде использовался плутоний). При участии Малышева началось и строительство атомной электростанции в Обнинске, официально пущенной в июне 1954 года, и строительство атомного ледокола «Ленин».
В.А. Малышев был председателем Государственной комиссии по проведению испытания первой отечественной термоядерной бомбы РДС-6с, осуществленного 12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне. Сразу после испытания Вячеслав Александрович вместе с другими руководителями (в том числе и с Андреем Дмитриевичем Сахаровым) побывал в эпицентре взрыва, где даже спустя год мощность дозы радиации превышала 400 рентген в час.
В 1954 году В.А. Малышев был назначен заместителем председателя Совета Министров СССР без освобождения от должности министра среднего машиностроения. После освобождения Маленкова от руководства Правительством СССР в феврале 1955 года Вячеслав Александрович был смещен с обоих постов и отстранен от руководства крупнейшим министерством страны — Минсредмашем СССР. В мае 1955 года В.А. Малышев был назначен председателем Государственного комитета по новой технике. В декабре 1956 года он был снят с должности заместителя председателя Совета Министров СССР и назначен первым заместителем председателя Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — министром СССР. Его здоровье было уже серьезно подорвано тяжелой болезнью, и через три месяца генерал-полковника инженерно-танковой службы Малышева не стало.
Награды и звания:
Герой Социалистического Труда (1944 г.), награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», дважды лауреат Государственной премии СССР, генерал-полковник инженерно-танковой службы (1945 г.).
Скончался Вячеслав Александрович 20 февраля 1957 года, похоронен в Москве у Кремлевской стены.
В современном Челябинске есть улица наркома Малышева. Она проходит от улицы имени Братьев Кашириных до набережной имени Н. Патоличева
Подготовил Виктор Красуский
Литература и источники:
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9355
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малышев,_Вячеслав_Александрович
http://www.biblioatom.ru/founders/malyshev_vyacheslav_aleksandrovich/
https://vera-eskom.ru/2019/08/tanki-sorok-pervogo/
Григорян Владимир Донарович. Вячеслав Александрович Малышев. (Серия «Республика Коми: люди и время»). Сыктывкар: Издательство «Эском», 2017.-. 278 с.
Малышев Вячеслав Александрович : страницы истории и современность: к 100-летию со дня рождения / Б. В. Гусев, И. И. Клебанов и др. — М., 2002. — 24 с
Чалмаев В. А. Малышев. — 2-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1981. — 335 с., 17 л. ил. — (Жизнь замечательных людей). — Библиогр.: с. 334.