Малышев Вячеслав Александрович

 

Вячеслав Александрович Малышев (16 декабря 1902 года - 20 февраля 1957 года),  государ­ствен­ный дея­тель, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тех­ни­че­ской службы. В 1939 – 1957 гг. - народ­ный комис­сар (министр) маши­ностро­и­тель­ных отрас­лей про­мыш­лен­но­сти, кура­тор про­из­вод­ства по раз­де­ле­нию изо­то­пов урана. Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944), лау­реат двух Государ­ствен­ных пре­мий СССР.

Вяче­слав Алек­сан­дро­вич Малы­шев родился 16 декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск (ныне г. Сык­тыв­кар) в семье учи­теля. Семья была большая,  в дальнейшем два брата Вячеслава Александровича выбрали профессию художников – Авенир Александрович и Леонид Александрович. Оба работали в Челябинске на Кировском заводе. Леонид писал портреты танкоградцев, зимние пейзажи Урала, работал над монументальными полотнами, политическими плакатами. По заданию Наркомтанкпрома создал серию плакатов о новых вооружениях РККА. Авенир фотографировал. Об Авенире Малышеве следует сказать отдельно. Благодаря его увлечению мы сегодня можем рассматривать фотографии военного времени, сделанные в цехах или кабинетах Танкограда. Родственные связи с «танковым наркомом» позволяли ему обходить запреты, а мы имеем возможность разглядывать удивительные фотографии, а их около 150. На фотографиях: Ж.Я. Котин, И. М. Зальцман, В. А. Малышев, «генералы Танкограда», испытатели танков, рабочие, конструкторы и сам Авенир Малышев. Альбом хранится в Объединённом государственном архиве Челябинской области. Это подарок дочери Ж.Я. Котина, Надежды.

В 1904 году семья Малы­ше­вых пере­ехала из Усть-Сысоль­ска в город Вели­кие Луки, где и про­шло дет­ство Вяче­слава Алек­сан­дро­вича. Работать Вяче­слав Малы­шев начал в 16 лет, сна­чала в народ­ном суде г. Вели­кие Луки, затем сле­са­рем в желез­но­до­рож­ных мастер­ских.  Окончил железнодорожный техникум в 1924 году, стал помощ­ни­ком маши­ни­ста в депо Под­мос­ков­ная Мос­ков­ско-Бело­рус­ско-Бал­тий­ской желез­ной дороги. В 1926 году он был при­нят в члены Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. С ноября 1927 года он воз­вра­ща­ется к преж­ней работе в депо Под­мос­ков­ное, а затем в депо Люб­лино Мос­ков­ско-Кур­ской желез­ной дороги. В июле 1930 года Малы­шев, после трех­ме­сяч­ной под­го­товки, в составе тре­тьей парт­ты­сячи был направ­лен в Мос­ков­ское выс­шее тех­ни­че­ское учи­лище им. Н.Э. Бау­мана. С сен­тября 1934-го по фев­раль 1939 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич рабо­тает на Коло­мен­ском паро­во­зо­стро­и­тель­ном заводе, быстро про­дви­гается по слу­жеб­ной лест­нице: кон­струк­тор, заме­сти­тель началь­ника осо­бого сек­тора кон­струк­тор­ского бюро, заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора завода, заме­сти­тель началь­ника и началь­ник дизель­ного цеха, глав­ный инже­нер завода, дирек­тор завода. Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР от 6 фев­раля 1939 году. Малы­шев назна­чен народ­ным комис­са­ром тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР. В период с апреля 1940-го по май 1944 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич зани­мает долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета народ­ных комис­са­ров СССР, пред­се­да­теля Совета по маши­но­стро­е­нию при СНК СССР. Одновре­менно в октябре 1940 - сен­тябре 1941 гг. он — народ­ный комис­сар сред­него маши­но­стро­е­ния СССР, в сен­тябре 1941 - июле 1942 гг. и в июне 1943 - октябре 1945 гг. — народ­ный комис­сар тан­ко­вой про­мыш­лен­но­сти СССР.

Вячеслав Александрович Малышев, в годы Великой Отечественной войны, в Челябинске человек не посторонний. Об этом напоминает мемориальная доска на здании «Детского мира», в котором размещался наркомат  танковой промышленности и работали Вячеслав Малышев и Исаак Зальцман.

Есть в Челябинске ещё одно здание, в котором часто бывал нарком Малышев. Это «инженерный дом». Современный адрес – Кирова, 163. Построено здание было в 1928 году для иностранных специалистов, работавших на строительстве Челябинского тракторного завода. А потом квартиры выделили инженерам и специалистам ЧТЗ. В доме жили или бывали многие известные личности. Это, и директор завода Александр Давидович Брускин, и главный инженер Израиль Яковлевич Нестеровский, и талантливые конструкторы и организаторы производства (многие расстреляны во время репрессий 30-х годов, реабилитированы в 1956 г.), начальники цехов Павел Лесковский и Зинаида Гурина, бывала лётчица Валентина Гризодубова. В годы войны: эвакуированные специалисты, конструкторы и руководители Танкограда Ж. Я. Котин и Н. Л. Духов, нарком В. А. Малышев, его брат Авенир Малышев.

В 1945 году был создан Нар­ко­мат транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния во главе с Малы­ше­вым (в октябре 1945-март 1946 гг. — народ­ный комис­сар; с марта 1946 г. — министр транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР). В декабре 1947 года Малы­шев назна­ча­ется заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и оста­ется в этой долж­но­сти до марта 1953 года. Также с января 1948 г. по март 1949 г. он — пред­се­да­тель Государ­ствен­ного коми­тета Совета Мини­стров СССР по внед­ре­нию пере­до­вой тех­ники в народ­ное хозяй­ство.  С 1945 года Малышев при­ни­мал самое актив­ное уча­стие в атом­ном про­екте. Под его руко­вод­ством стро­и­лись и раз­ви­ва­лись ком­би­наты соот­вет­ству­ю­щего про­филя на Урале и в Сибири. Нар­ком транс­порт­ного маши­но­стро­е­ния СССР В.А. Малы­шев курировал про­ек­ти­ро­ва­ние и соору­же­ние «заво­дов типа 3», и обо­ру­до­ва­ния для них. Под услов­ным наиме­но­ва­нием «завод типа 3» в то время про­хо­дили пред­при­я­тия по про­из­вод­ству урана-235.

С января 1950 года по октябрь 1952 года Малы­шев — министр судо­стро­и­тель­ной про­мыш­лен­но­сти СССР. В.А. Малы­шев являлся одним из зачи­на­те­лей и орга­ни­за­то­ром работ по созда­нию атом­ного под­вод­ного флота СССР. По его ини­ци­а­тиве в 1952 году в ПГУ и Мин­суд­проме было под­го­тов­лено поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства о стро­и­тель­стве в СССР пер­вой под­вод­ной лодки с ядерно-энер­ге­ти­че­ской уста­нов­кой (ЯЭУ). В марте 1953 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич ста­но­вится руко­во­ди­те­лем огром­ного Мини­стер­ства транс­порт­ного и тяже­лого маши­но­стро­е­ния СССР (МТТМ).

26 июня 1953 года Ука­зом Пре­зи­ди­ума Вер­хов­ного Совета СССР обра­зо­вано Мини­стер­ство сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. 1 июля 1953 года поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР в состав нового мини­стер­ства пере­даны Пер­вое (атом­ная про­мыш­лен­ность) и Тре­тье (раз­ра­ботка и созда­ние систем ПВО) Глав­ные управ­ле­ния при Совете Мини­стров СССР. 29 июня 1953 года В.А. Малы­шев, стал пер­вым мини­стром сред­него маши­но­стро­е­ния СССР. Пер­выми заме­сти­те­лями мини­стра стали б.Л. Ванников и М.В. Хру­ни­чев, заме­сти­те­лями — П.Я. Антропов, А.П. Завенягин, В.М. Ряби­ков. При уча­стии Малы­шева про­хо­дило созда­ние пер­вого пред­при­я­тия по полу­че­нию урана-235 газо­диф­фу­зи­он­ным мето­дом — ком­би­ната № 813 (Ураль­ский элек­тро­хи­ми­че­ский ком­би­нат). Про­дук­ция этого ком­би­ната была исполь­зо­вана во вто­рой, испы­тан­ной в СССР ядер­ной бомбе — РДС-2 (в пер­вом ядер­ном заряде исполь­зо­вался плу­то­ний). При уча­стии Малы­шева нача­лось и стро­и­тель­ство атом­ной элек­тро­стан­ции в Обнин­ске, офи­ци­ально пущен­ной в июне 1954 года, и стро­и­тель­ство атом­ного ледо­кола «Ленин».

В.А. Малы­шев был пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ной комис­сии по про­ве­де­нию испы­та­ния пер­вой оте­че­ствен­ной тер­мо­ядер­ной бомбы РДС-6с, осу­ществ­лен­ного 12 авгу­ста 1953 года на Семи­па­ла­тин­ском поли­гоне. Сразу после испы­та­ния Вяче­слав Алек­сан­дро­вич вме­сте с дру­гими руко­во­ди­те­лями (в том числе и с Андреем Дмит­ри­е­ви­чем Саха­ро­вым) побы­вал в эпи­цен­тре взрыва, где даже спу­стя год мощ­ность дозы ради­а­ции пре­вы­шала 400 рент­ген в час.

В 1954 году В.А. Малы­шев был назна­чен заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР без осво­бож­де­ния от долж­но­сти мини­стра сред­него маши­но­стро­е­ния.  После осво­бож­де­ния Мален­кова от руко­вод­ства Пра­ви­тель­ством СССР в фев­рале 1955 года Вяче­слав Алек­сан­дро­вич был сме­щен с обоих постов и отстра­нен от руко­вод­ства круп­ней­шим мини­стер­ством страны — Мин­сред­ма­шем СССР. В мае 1955 года В.А. Малы­шев был назна­чен пред­се­да­те­лем Государ­ствен­ного коми­тета по новой тех­нике. В декабре 1956 года он был снят с долж­но­сти заме­сти­теля пред­се­да­теля Совета Мини­стров СССР и назна­чен пер­вым заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Государ­ствен­ной эко­но­ми­че­ской комис­сии Совета Мини­стров СССР по теку­щему пла­ни­ро­ва­нию народ­ного хозяй­ства — мини­стром СССР.  Его здо­ро­вье было уже серьезно подо­рвано тяже­лой болез­нью, и через три месяца гене­рал-пол­ков­ника инже­нерно-тан­ко­вой службы Малы­шева не стало.

Награды и зва­ния:

Герой Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1944 г.), награж­ден четырьмя орде­нами Ленина, орде­ном Суво­рова 1-й сте­пени, орде­ном Куту­зова 1-й сте­пени, меда­лями «За обо­рону Москвы», «За обо­рону Ста­лин­града», «За победу над Гер­ма­нией в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941—1945 гг.», два­жды лау­реат Государ­ствен­ной пре­мии СССР, гене­рал-пол­ков­ник инже­нерно-тан­ко­вой службы (1945 г.).

Скон­чался Вяче­слав Алек­сан­дро­вич 20 фев­раля 1957 года, похо­ро­нен в Москве у Кремлев­ской стены.

 

В современном Челябинске есть улица наркома Малышева. Она проходит от улицы имени Братьев Кашириных до набережной имени Н. Патоличева

 

Подготовил Виктор Красуский

 

Литература и источники:

 

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9355
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малышев,_Вячеслав_Александрович

http://www.biblioatom.ru/founders/malyshev_vyacheslav_aleksandrovich/

https://vera-eskom.ru/2019/08/tanki-sorok-pervogo/

Григорян Владимир Донарович. Вячеслав Александрович Малышев. (Серия «Республика Коми: люди и время»). Сыктывкар: Издательство «Эском», 2017.-. 278 с.

Малышев Вячеслав Александрович : страницы истории и современность: к 100-летию со дня рождения / Б. В. Гусев, И. И. Клебанов и др. — М., 2002. — 24 с

Чалмаев В. А. Малышев. — 2-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1981. — 335 с., 17 л. ил. — (Жизнь замечательных людей). — Библиогр.: с. 334.