Игнатий Лукич Вандышев (29.01.1891 – 28.01.1964 гг) - один из старейших художников г. Челябинска, талантливый и самобытный художник, посвятивший свое творчество прошлому нашего города. С 1934 г. живет в Челябинске, сотрудничает с газетой «Челябинский рабочий». В годы Великой Отечественной войны Вандышев работает над выпусками «Боевого карандаша», уже к сентябрю 1941 г. им выпущено первые 3 номера. В августе 1946 года И.Л. Вандышев за свою деятельность в годы войны награждается медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Дневники художник вел с 14 июля 1936 г. по 23 января 1964 г.
Здесь приведены записи 1941-1945 гг.
1941 год
2 сентября
До сих пор не записывал в дневник 1941 года. Произошло большое событие. Гитлер напал на наш Союз (22 июня). Сейчас идет кровопролит(ная) битва с заклятым врагом. Зять Степан Яковлевич мобилизован, 12 июня его проводили из Челябинска. Я выпустил 3 номера «Боевого карандаша», обдумываю четвертый. Сегодня товарищество «Художник» приступает к выполнению массового производства плакатов (до 1600 штук) противопожарной охраны.
14 сентября
Гриша устроился в Бродокалмаке лаборантом, получили от него 2 письма. Ирина уехала к Ефросе на мельницу (12 сентября вечером). В кооперативе хотят организовать бригаду под моим руков(одством) по исполнению противопожарных плакатов. Цель – ускорить выпуск. Допросы по д. Р. (дело Русакова Н. А. – О. С.) произ(ведены) 3 раза. Нужно готовить «Боевой карандаш» 4 номер и плакат на конкурс «Чел(ябинского) раб(очего)».
Сумею ли что сделать, но надо постараться выполнить. Бригаду надо тоже направить на «ять». Сегодня воскрес(енье), делал замазку окон. Надо делать все быстро. Успеть, успеть!..
19 октября
Сегодня утром по радио передали, что атаки немцев отбиты. Под Брянском 5000 уложили. Ирина у Ефроси. Вчера от нее получил письмо. Еф(рося) еще в положении. Корова пала от того, что объелась. Суд над Русаковым был 17 окт(ября). Я волновался. Сейчас иду в кооп(ератив) исправлять ошибку с головами для улиц, хотя сегодня выходной. Живу один, суетно.
1942 год
21 января
Вчера был просмотр эскизов для выставки) «Вел(икая) Отечественная) война», просматривались и мои. Срок представления картин и рисунков меньше месяца, не знаю, что мы дадим, работа ответственная, эскизы на низком уровне. Нет натуры, предметов, бутафории. С чего делать? Нет консультации. Недостаточно даже газет(ных) рисунков, но надо во что бы то ни стало делать! У меня 4 эскиза многофигурные. Беда, если провалю. Надо делать, делать!!!
9 февраля
Сегодня был у меня худ(ожник) В. Н. Перельман*. Просматривал мои работы к выставке ко Дню Красной армии. Признал работы хорошими, посоветовал кое-что изменить и доработать. Осматривал домаш(ние) работы, обещался еще раз зайти, просмотреть ладом все, что у меня есть. 2-й день живет Гриша.
20 февраля
Закончил (относительно) свои работы к выставке «Великая Отечественная) война». Всех работ закончил 5 штук: 1. «Мечты и действительность», 2. «Набег партизан на зверства фашистов», 3. «Атака», 4. «Разгром», 5. «Сдача теплых вещей в колхозе» (по эскизу Маричевой). Эскиз сильно изменил. Как пройдет наша выставка? Хорошие слова Чистякова: «Нужно пот согнать из своих работ... Хоть много поту пролил над работой, а этот пот показывать не надо, надо так работу показать, как будто ты совсем не работал над ней...» Эти слова напомнил Перельман, осматривая мои работы. Да! Думал ли я, что у меня будет худ(ожник) Перельман на дому осматривать мои работы.
18 марта
Только позавчера окончательно дооформили выставку «Вел(икая) От(ечественная) война». Выглядит лучше, как стенды, так и окантовка рамы. 3 недели провисит в Малом театре**, а потом пойдет по Челябинску и области. Работы даны эвакуированными) художниками Фиксом со вкусом (французов) и Шестаковым в духе импрессио (пейзаж с партизанами). Фикс иллюстрировал, так говорят, Горького и Ромена Роллана, которые ему покровительствовали. Перельман (реалист) портрет не дотянул (Сталин). Есть некоторая надежда на подготовку к выставке «Наша Родина». Пора уже работать, времени остается мало, время не ждет.
22 марта
Получена телеграмма, что едет из Москвы бригада художников заключать договора на работы для выставки (московской) «Наша Родина». Также есть надежда на выставку «Наша Родина» по нашей области. Завтра иду к профессору окончательно узнавать о своем здоровье. Челяб(инские) худ(ожники) хотят устроить банкет.
8 августа
На днях пришел с Митроф(ановского) совхоза. В основ(ном) написал портрет дирек(тора) совх(оза) Малыгина (по спис(ку) знатных) людей обл(асти)). Порт(рет) сохнет еще в совхозе. Сидел плохо, почти не сидел. Хочется еще один портрет написать одного из артистов, да еще надо тематич(ескую) вещь делать. Вот так начинаю подготов(ку) к юбилейной выставке, где надо отобразить, только нашу область.
9 августа
Я получил согпасие писать артистов, вчера пошел к Игорю Ильинскому. Увидел его внезапно, близко около себя у Мал(ого) театра (Цвиллинга), но его скоро попросили на репетицию, и я не успел с ним договориться. После обеда в 5.30 я разыскал его в номере гостиницы «Южный Урал», комната № 199 на 5 этаже. Постучав, я услышал несколько крикливый с досадой голос мужчины за дверью. Я еще постучал, и приблизились шаги к двери. Приоткрыв чуть дверь, глянул на меня мужчина, видать, весь обнаженный. Я подал ему препроводит(ельную) записку Союза, просил его прочесть. Закрыв дверь, прочитав записку, сказал: «Сейчас не могу, у вас есть телефон?». Я сказал, что нет. «Я могу договориться с вами только через 3-4 дня», – вот примерно первый разговор с И. Ильинским (знам(енитым) артистом) на этом закончился.
5 сентября
Сегодня получили от Гриши письмо. Сообщил, что он мобилизован, находится в Омской области) город Ялуторовск, вероятно, в полковой школе. Вчера просматривали работы, готовящиеся к юбилейной выставке. Завтра едем с Юдаковым в Магнитогорск, писать по одному портрету или одной тематической вещи.
18 сентября
Так как не удалось приступить к работе в Магнитогорске при поездке с Юдаковым, сегодня поехал с Соловьевым вторично.
29 сентября
Приехал из Магнитогорска. Работа на домнах Магнитогорска была достигнута с большими трудностями, в смысле разрешения и доступа таковой. Пришлось ходить от стола к столу целых 5 дней и только на 6-е сутки удалось приступить к работе. Домны сами по себе грандиозны, а люди, работающие там, самоотверженные герои, инженеры, очень просты. Сам Юбко (дирек(тор) дом(енного) цеха) скромен и прост. Материал собрал с большим трудом и неважный. Что у меня из этого получится?
«Мы и наше дело – грубо, но если вы посмотрите на эти всевозможные измерители, что Вы видите по стенам, поймете, что дело сложное и тонкое...» – так говорил директор дом(енного) цеха Юбко. «А позировать я вам совершенно нисколько не могу. Вот вам имеющееся у меня фото», — и он из нагрудного) кармана вынул и подал мне фотокарточку, снятую когда-то для паспорта (миниатюрку).
11 октября
Сегодня купил в Когизе брошюру «Горновой доменной печи» и, прочитав, я узнал, что мало знаю о процессе горновиков-домен(щиков). Я только приблизительно внешне наблюдал цвета, световые эффекты, происходящие у домны. Специалист этого дела упрекнет меня за то, что я задумал в картине показать, а может, и не надо точность дела показывать, а только героизм людей.
1943 год
16 сентября
Оказывается, что мне до сих пор записывать в дневник не пришлось. Вчера получили от Ефроси письмо, она сообщила о ранении Степана Яковлевича. Весенние работы (миниатюры) у меня приобрело товарищество (13 штук) за 2,5 тыс. Еще заключил договор тоже с товариществом на 6 миниатюр. Работаю, что выйдет, не знаю. Заключенные по с/х (сельскому хозяйству) не выйдут – отозвали. Искать надо другое. Матери помочь никак не могу. Состояние у них плохое. Боюсь зимы, несмотря на то, что угля заготовил (света нет, работать нельзя без света). Эта жуткая неделя прошла, дождь, мрак. Сегодня была ясная ночь. Утром мороз, а день хорош.
8 октября
На днях был в гост(инице) «Южный Урал». У моск(овских) художников Ильи Соколова и Суворова. Они большие мастера линогравюры, отлич(ные) рисовальщики и живописцы. Дали советы и замечания по моим работам-миниатюрам, которые в основном одобряют. Нашли их неплохими мотивами, по которым можно углубить работу прорисовкой с натуры, сохранив полностью данный мотив. Дали совет переделать лошадь в сюжете «Улица возмездия», подчеркнуть передний план. Культивировать мазок по форме (владеть кистью, как смычком скрипки). Они рисуют по серой бумаге сначала мелком (Соколов), потом углем или карандашом. Этюды Суворов писал на сером картоне, набрасывал углем, пастельными мелками, а потом переходил на акварель с кроющими цветами, с белилами. Соколов приготовил себе гуашь на меду и пользуется ею в виде лепешек, с медом она эластичнее. Имеется у них много поучительного, практич(еских) приспособлений в виде ящиков, прижималок и проч. Паспарту делают из белой бумаги и почти обязательно для каждой работы: линогравюры), рисунков, этюдов и всех работ. Соколов заболел (склероз сердца), и они уезжают обратно в Москву. К зиме приготовились углем, и еще нужно продуктов. Начал читать «Чингизхана» (Ян).
28 ноября
Еще вспомнил слова худож(ника) Суворова. Он напомнил, что Репин говорил: «Середина картины должна быть сильнее, а края слабее». Заезжал москов(ский) худож(ник) (Багин как будто) из далекой Сибири, Подработал денег на Окт(ябре) и потом напился. Даже к поезду опоздал. Видимо, забулдыга. Продуктов нет, а на рынке стоят дорого. Все еще мамаше денег не послал, бедная страдает. Какая радость: на днях получили электросвет. Сегодня ночью закончил графич(еский) рисунок «Пуск металла на Магнитогорской домне». Надо будет заняться посерьезней такого рода рисунком. К тому же приобретена книга «Гравюра в помощь». На днях откроется закрытая выставка челябинских художников творч(еских) летних работ. На фронте дела идут хорошо. Надо просмотреть книгу Староносова. Сестра писем не посылает, осердилась, что не помогаем. Она права. Надо помогать, но как и чем?
16 декабря
Есть слухи, что худ(ожник) Соколов покон(чил) самоубийством(?). Наконец-то кое-как собрался послать мамаше денег (800 руб.). Бедная, несчастная, и сестра плохо живет. Ирина опять пошла к профессору Соколинскому, у ней открылась вновь какая-то болезнь (кровь идет гортанью). Бедняга, уж какими только она болезнями не болела, чуть ли не всеми, какими только люди болеют.
Работаю по пейзажу города Челябинска, это область творч(еских) работ интересная, но она должна изучаться глубоко и серьезно при тщательном наблюдении в разное время года. Это то, что обуславливает жизнь, быт, культуру человека, людей живущих, работающих, отдыхающих и пр(очее) в специальных своих помещениях. Тут кипит общественность, коммунальный быт человека.
1944 год
13 мая
Сегодня я расстроен, не доволен собой, своей работой. Неудачно идет натюрморт «Сирень», а отсюда все нехорошие мысли: «Куда-то бежать в глушь, в тишь». В таком центре индустриального города такой бездарности жить ни к чему. Кошмар. Мать на одре болезни. Сестра больна. Сердится, что не помогаем. Живу неважно. В Москву не уехал, не использовал свою командировку (немного картошки посадил).
30 октября
Переехали на 6 квартиру за 10 лет жизни в Челябинске. Переехали 8 сентября к старой хозяйке Ал-не. Нынче летом почти ни одного этюда не сделал. Съездил в Уйск, там проработал месяца полтора. Жена тоже съездила к Ефросе после моей поездки. Писал натюрморты «Цветы», «Овощи». Одни «Овощи» по договору выполнены, сдал. Еще один натюрморт нужно делать.
8 декабря
Было обсуждение отчетной закрытой выставки за 1944 год. Общее заключение выставки: признана на высоком подъеме. Были выставлены мои работы: «Старый Челябинск», «Овощи» и две работы «Улица Возмездия». «Челяба» признана от лубка и примитива. Обзор выставки делал Сегаль***.
1945 год
5 января
6 декабря померла маменька. Сегодня думаю написать письмо в Бродокалмак по просьбе сестры – справиться о Грише.
В товариществе застой. Заказов нет и продажи картин нет. Сижу без работы, но занимаюсь слегка творчеством. Братва заключает договора какие-то, но до меня они не доходят.
Получил печальную весть: на Гришу пришла выключка.
16 февраля
Вчера сдал копию, написанную с «Овощей». Намеченные выставки не выставляются – нет помещения. Мастерская используется как мастерская а не как выставочное помещение. Получено второе приглашение на работу в Уйск. Ответом затягиваю, не знаю, что ответить. Сумею поехать или нет. Болят пальцы у левой руки и между пальцами ног (зуд), надо к врачу. У Ирины глаза болят. Поставили опять водопровод (колонку). На фронте дела прекрасны – немцев гонят. От Степана Яковлевича давно нет писем. Гриши не стало – жаль.
22 июня
Вот скоро будет неделя, как я съездил в Бродокалмак за вещами Гриши. Поездка была с приключениями. Едва меня взяли в машину, как чуть не выбросили дорогой и обозвали «старый спекулянт». Как приходилось унижаться, только бы доехать.
Только вчера получил разрешение на право зарисовок. Нужно работать и работать. Наши художники съездили уж в Ильмень и даже там выставлялись. Любая работа добытая потом тогда будет неплохой, когда этого пота не видно будет. И как отвратительна та работа, где только пот и видишь. Простоты добиться – много следует поту пролиться.
1 сентября
Картину «Старая Челяба» заканчиваю, работой недоволен. Нет искусства, но все же это первая моя работа с поддержкой организации. Думаю, что ее не примут на Всесоюзную выставку. Однако Суриков какой гигант.
15 сентября
Ну вот, «Челябу» сдал, но надо кое-что просмотреть. Я остался в основном ею недоволен. Хотят отправить в Москву на Всесоюзную, но разве ее там повесят. Ну хоть прокатится туда-сюда мой уродыш. Ведь писал, думал – ничего, шла в работе, но когда понес – разочаровался. А после комиссии еще про меня с другими по радио сказанули, да и сфотографировали. В общем, знай работай, и труд, как уж он получился, но если делал искренне от любви сердца, то его по достоинству оценят.
18 ноября
Работа «Старая Челяба» вместе с другими работами наших художников (в числе десятка) на Всесоюзную не приняты, но для нас честь выпала, что наши работы хоть оставили в Москве на периферийную выставку, тогда как у свердловцев и для этой выставки не отобрано ни одной. В общем, надо работать над карт(иной) «Сенной базар».
31 декабря
Вечером на Новый год слушал веселое юмористическое радио и писал внучатам Юрику и Юлечке письмо. Кончается 1945 победный год.
* Перельман Виктор Николаевич (1892–1967). Живописец. Один из учредителей АХРР. Историк искусства. Член СХ СССР с 1932 г. В годы Великой Отечественной войны жил и работал в Челябинске.
** Малый театр был эвакуирован в Челябинск из столицы и находился в Челябинске в 1941–1942 гг.
*** Сегаль Илья Григорьевич (1908– 1984). Художник театра, живописец, искусствовед. Занимался графикой, декоративно-оформительским искусством. Член СХ СССР с 1932 г. В 1941–1948 гг. жил и работал в Челябинске.
Русаков Николай Афанасьевич (1888–1941). Живописец, окончил Казанскую художественную школу (1912), где учился у Н. Фешина. Член СХ СССР с 1936 г. Один из основателей Челябинской организации Союза художников. Репрессирован в 1941 г. Реабилитирован посмертно.
Юдаков Петр Гаврилович (1897– 1978). Живописец. Окончил Московский рабфак искусств (1927), член СХ СССР с 1936 г. Один из основателей Союза советских художников в Челябинске.
Соловьев Георгий Яковлевич (1897–1970). Живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член СХ СССР с 1937 г. Летописец крупнейшего в мире металлургического комбината (ММК).
Источник: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 3 / Сост. В.Боже. – Челябинск, 2002. – С. 603-609.