Лидия Волошина – конструктор от бога
Сколько имен выдвинуло военное время и на фронте, и в тылу. Все стремились помочь Стране устоять, не поддаться фашизму. Напрягали последние силы - и победили! Вот уже отмечаем 75-й День Победы! Еще живы те, кто приближал этот день. обо всех хочется рассказать, но это невозможно, хотя каждый из них достоин, чтобы о нем знали.
Сегодня же пойдет рассказ только об одной женщине, и я постараюсь вместить в газетную заметку ее продолжительную, насыщенную событиями жизнь.
Лидия Александровна Волошина (в девичестве Щетинина) отдала 46 лет своей жизни работе на ЧТЗ. Она не входила в «горящую избу» и «коня на скаку не останавливала», но за своей чертежной доской (кульманом) столько сделала, что учесть тот труд просто невозможно. И насколько он важным оказался в военные и послевоенные годы!
Приехала она в Челябинск из деревни Абдулино Оренбургской области. А здесь уже работал ее отец, строил завод-гигант по производству тракторов. Получив квартиру, он перевез сюда свою семью. Ко дню пуска завода, 1 июня 1933 года, Лиде исполнилось 10 лет (родилась она 4 апреля 1923 года. Здесь она пошла в школу № 52 и в 1939 году окончила 8 классов. Надо бы учиться и дальше, но в середине учебного года в 9-м классе Лида покидает школу. Все рядом работали и ей захотелось с ними вместе ходить на завод, зарабатывать, помогать семье. Поступила она в конструкторский отдел ЧТЗ. «Мне везло на хороших людей. От них я многому научилась. Все они были ко мне добры и внимательны. Начала я ответственным исполнителем технической документации. Вскоре стала чертежницей, а потом техником-конструктором».
Она понимала, что надо учиться еще, и хотела пойти в техникум, но ее отговорили: не стоит. У Лимы природный дар – отличное пространственное воображение при вычерчивании сложных узлов машин, отсюда и талант черчению. Это было ее призвание, она отлично выполняла чертежи – общий вид изделия, горизонтальный и вертикальный разрезы, брала альбом и изучала – какие детали и как расположены в узле. Как она могла разобраться в этих сложных пересечениях линий - диву даешься. И это с ее восемью классами образования!
«У меня была самая большая доска в бюро, и стояла она у окна. Было светло и уютно. Подходили конструкторы и смотрели, как я работаю.
Подходил даже Котин Жозеф Яковлевич – главный конструктор по танкам. Одобрял. (А какой был красивый мужчина!)
Однажды была проверка нас на соответствие должности. Женщины боялись, падали в обморок. Я не боялась, хотя образования не имела. Вопрос: для каких деталей можно использовать сталь 45?
Я, конечно, не знала многого, но чертила и слушала, о чём говорят мои соседи-конструкторы и запоминала. Это был мой ликбез. Ответила вопрос на пять».
Работа конструктора очень сложная и ответственная. Сначала общий вид машины надо разбить на узлы, потом узлы на детали. Нужно подобрать материал для них, потом их надо чертить. И любой этап очень важен, иначе машину не собрать. И везде надо думать, думать – выбирать наилучший вариант.
Говорят, что дело надо начинать от печки, а вот конструктор всегда начинает от чистого листа. Лист ватмана и тоненький карандаш, а рождаются машины для мирной жизни: автомобили, тракторы; а в грозные военные годы – истребители, бомбардировщики, танки, «Катюши2, пушки и многое другое.
Конструкторы – творческие люди, всегда идущее первыми. И среди таких талантливые людей Ж. Я. Котин, М. Ф. Балжи, И. Я. Трашyтин, Н. Л. Духов, раскрылся и талант худенькой, красивой девушки Лидии Александровны Щетининой. А за плечами у нее были только школа и великое желание все познать. Когда приходили в бюро выпускники вузов – молодые инженеры, ей поручали познакомить их со своей специальностью, ввести в сферу их деятельности.
Во время войны завод перешел на массовый выпуск танков, прекратив производство тракторов. Вот и старалась конструктор Щетинина сделать все, чтобы помочь фронту, чтобы чертежи поступали в цехи своевременно и грамотно оформленные. Выполняя чертежи деталей и узлов нового танка, она настолько успешно справлялась с заданиями, что была отмечена наркомом В. А. Малышевым знакам «Отличник соцсоревнования наркомтанкопрома СССР».
Танковое конструкторское бюро, эвакуированное из Ленинграда, вобрало в себя почти всех специалистов из конструкторских коллективов ЧТЗ. Так Лидия Щетинина оказалась в 1943 году в бюро Н. Л. Духова. А Духов – ведущий советский конструктор танковой промышленности! Попав в новый коллектив, девушка старалась оправдать доверие. В конструкторском бюро судьба свела ее с инженером Кировского завода, ленинградцем, талантливым конструктором Николаем Волошиным. Работы было много, в отделе задерживались допоздна, шли домой уже в полночь и с сожалением прощались. А утром снова вместе. Они не могли не понравиться друг другу.
4 ноября 1946 года сыграли свадьбу и прожили в любви и согласии многие годы. У них родилось двое детей – сын и дочь. Сына они потом потеряли уже юношей во время службы в армии. Каково было пережить это горе!!! Когда закончилась война, Лидия Александровна вместе с членами своей семьи была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а Николай Никитович уже имел медаль «За трудовую доблесть», врученную ему в 1944 году за танк ИС. Его назначили руководителем конструкторской группы и за 44 года работы он заслужил немало наград. В их числе орден Отечественной войны. Умер он н 74 года.
Насыщенными были послевоенные годы и у Лидии Александровны. Так случилось, что она имеет некоторую причастность к созданию советской атомной бомбы. После бомбардировок американцами Хиросимы и Нагасаки в 1945 году в СССР были приняты меры для создания атомной бомбы и у нас. На ЧТЗ была подобрана небольшая инициативная группа, в которую вошла и Л. А. Волошина. Расположилась эта группа в Центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ). Что-то чертили, за закрытыми дверями собирали и испытывали какие-то механизмы, электросхемы.
С готовыми приборами и технической документацией Лидия Александровна часто на маленьком спецсамолете вылетала то в Москву, то в секретный городок, где специалисты занимались разработкой и изготовлением атомной бомбы и где доводилось видеть «отцов атомной бомбы», в том числе И. Курчатова и Ю. Харитона.
В последней командировке она неожиданно встретилась со своим бывшим главным конструктором Н. Л. Духовым.
– Вы зачем здесь?!
– Не знаю. Велели прибыть. Чем буду заниматься, пока не сказали.
Потом уже, много лет спустя, стало известно, что Духов был главным конструктором по атомной и водородной бомбам, по баллистическим ракетам. К его танкоградским наградам добавились еще две золотые Звезды Героя, Ленинская и три государственные премии. Не дожил Духов до своего шестидесятилетия несколько месяцев. Его именем назван институт ракетного вооружения.
Лидия Александровна дважды летала в секретное конструкторское бюро в командировки, где вдвоем с товарищем они готовили чертежи в комнате, не зная никого и ничего, что делается за стеной. Везде охрана. С немалым трудом ей удалось отказаться от этой работы и уехать домой (ведь у нее же на Урале была семья – муж, дети), так как ее ценили и убеждали остаться в КБ на заводе.
В 1959 году в ГСКБ-2 опять появились авральные работы и инженеру-конструктору (!) Волошиной там нашлось дело. И еще много лет трудилась она вместе с замечательными знатоками своего дела, участвовала в разработке уникальных узлов боевой машины пехоты (БМП).
Грамотностью и аккуратностью выполненных ею чертежей восхищались многие, ей единственной в отделе было дано право оформлять чертежи без согласования с инспекцией. А это большая честь!
Закончила она трудовую деятельность инженером-конструктором I категории. Она была чуткой к судьбе других. Товарищи выдвигали ее депутатом Челябинского горсовета.
Выйдя на заслуженный отдых в 1983 году, помогала дочке Марине воспитывать внуков, а их у нее двое.
До сих пор она помнит свои трудовые годы, встречи с интересными людьми, с которыми свела ее судьба. У нее ясная память, но ей трудно говорить. Она так рада, что о ней помнят, интересуются ее насыщенной событиями жизнью.
С днем рождения! С Днем Победы Вас, Лидия Александровна!
Таисия Темнова
г-та «Танкоград», №6 (505) 31 марта 2020 года
Источник: Встречи и размышления : [сборник воспоминаний] / автор и составитель Анатолий Маркович Котляренко. – Челябинск : Челябинский Дом печати, 2025. – С. 138-144 : ил., портр.