Троянов Лев Сергеевич

18(5).05.1902 - 1984

18 мая 1902 года в селе Большой Сундырь Татаркасинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье земского врача  местной лечебницы, Сергея Михайловича Троянова,  родился мальчик. Его назвали Львом. Позднее семья переехала в Астрахань, где Лев Троянов в 1919 году окончил реальное училище и поступил добровольцем на службу в РККА. В конце 1921 Лев Троянов поступил на механический факультет Ленинградского технологического института. Учился, работал в инженерно-технических должностях на промышленных предприятиях. В  1929 - 1942 годах Троянов работал в Опытно-конструкторском машиностроительном отделе (ОКМО) завода «Большевик» (завод № 174).  ОКМО в те годы был центром отечественного танкостроения, где под руководством С.А. Гинзбурга, О.М. Иванова, Н.В. Барыкова были созданы основные типы первых советских серийных танков – легкие танки МС-1 и Т-26, танки прорыва – средний Т-28 и тяжелый Т-35, большое количество опытных образцов танков и самоходных установок массой от 3 до 65 т., вооруженных пулеметами и орудиями калибра до 203 мм. В ОКМО проводились работы по созданию плавающих и авиадесантируемых машин. Осваивались методы  подводного вождения танков Были созданы танки с противоснарядным бронированием, огнеметные танки. В ОКМО работали ведущие советские танкостроители М.И. Кошкин, Н.В. Цейц, И.С. Бушнев, Н.А. Астров, Э.Ш. Палей, Г.Н. Москвин, К.И. Буганов, М.А. Шуфрин и другие. В апреле 1932 г. Троянов представил на конкурс проект тяжелого танка, до сих пор не имеющего аналогов в мире. Он предложил танк массой 300 т. собрать из двух гусеничных «полутанков» и поперечной платформы с главной орудийной башней и гаубицей 203 мм. В качестве силовой установки могли быть использованы два паровых двигателя по 1500 л.с. или дизель-электрические агрегаты от подводной лодки. Три работающих элемента могли быть также смонтированы на железнодорожных платформах и образовывать бронепоезд. Этот проект не получил дальнейшего развития. А вот к началу советско-финской войны артсамоход Т-100У со 130-мм морским орудием, главным конструктором которого был Л.С.Троянов, был готов, и после предварительных заводских испытаний направлен на фронт, где принял участие в боевых действиях при прорыве линии Маннергейма.  

За 12 довоенных лет в работы в ОКМО при непосредственном участии и под руководством Льва Сергеевича было разработано 24 различных образца артиллерийского и бронетанкового вооружения, примерно десяток из которых состоял на вооружении Красной Армии.

В начале Великой Отечественной войны Лев Троянов был эвакуирован в Чкалов (Оренбург), с апреля 1942 в Омск, где назначен заместителем начальника КБ завода № 174. Участвовал в налаживании выпуска танков на новых производственных площадях, сначала Т-50 из ленинградского задела, а затем Т-34, которые выпускал омский завод № 174. С 1942 года Лев Троянов - заместитель главного конструктора Челябинского Кировского завода  Ж.Я. Котина. Лев Сергеевич  отвечал за создание артиллерийских самоходных установок.

18 февраля 1949 г. выходит постановление Правительства о создании нового тяжелого танка (об. 730), легкого плавающего танка (об.740), плавающего БТР (об. 750) и арттягача (об. 712) – будущие Т-10, ПТ-76, БТР-50П и АТС-712. Эти машины были созданы силами объединенного коллектива ленинградских и челябинских конструкторов под руководством Ж.Я. Котина, на производственной базе ЧКЗ при непосредственном участии Л.С.Троянов.

Вернувшись из Челябинска, и, приступив к руководству головным компоновочным отделом ВНИИ-100, Лев Сергеевич начал разрабатывать новую 4-гусеничную безклиренсную машину, макет которой массой более 68 т поразил всех своей исключительной проходимостью. В 1955 г. выходит постановление Правительства по разработке новых тяжелых танков – (об. 277 и 278) ЛКЗ, (об. 770) ЧТЗ и специального 4-гусеничного высокой проходимости (об. 279) ЛКЗ совместно с ВНИИ-100. Это был последний танк главного конструктора Л.С.Троянова, созданный им в 1957 г. и представленный на совместные испытания. Однако в 1961 г. все работы по тяжелым танкам были закрыты, а опытный образец (об. 279) сохранился лишь в музее бронетанковой техники на Кубинке.

После войны, с 1949 года, Лев Сергеевич работал во ВНИИТрансмаш в должностях начальника отдела, старшего научного сотрудника. 

Лев Сергеевич - доктор технических наук (1962). В 1969-1973 годах, после ухода с должности начальника отдела ВНИИтрансмаш, Троянов продолжал трудиться старшим научным сотрудником.

Лев Сергеевич Троянов участвовал в разработке:

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года; 76-мм СУ-5 в трех модификациях — с 76, 122 и 152-мм орудиями, зенитная 76-мм САУ СУ-6 — 1932—1936 гг.; шасси для СУ-14, СУ-14-1 с 203-мм гаубицей и СУ-14-2 со 152-мм пушкой — 1936—1939 гг.; Т-100 и артсамоход Т-100У со 130-мм морским орудием; артсамоходы СУ-122, КВ-14 со 152-мм пушкой, СУ-152 с гаубицей МЛ-20С; ИСУ-152-1, ИСУ-152-2, БЛ-8, БЛ-10, ИСУ-130, ИСУ-122БМ. Тяжёлые танки ИС-2, ИС-3, ИС-4. Танк Т-50.

Лев Сергеевич Троянов – лауреат Государственной (Сталинской) премии первой степени (1943) — за разработку нового вида артиллерийского вооружения (СУ-122, КВ-14, СУ-152). Государственной (Сталинской) премии первой степени (1946) — за создание конструкции танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка. Награждён орденом Отечественной войны I степени (1945) — «За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по выпуску танков, артсамоходных установок, бронекорпусов, танковых агрегатов и запасных частей и обеспечение ими Красной Армии». Орденом Отечественной войны II степени (1945) — «За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны по обеспечению Красной Армии танками и артиллерийскими самоходными установками». Орденом Красной Звезды (1944) — «За образцовое выполнение задания правительства по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств танка Т-34 и достигнутые успехи в создании отличной боевой машины для Красной Армии». Орденом «Знак Почета». Медалями.

Лев Троянов, как и многие другие конструкторы-котинцы, блестяще водил опытные танки на танкодроме, живо интересовался их боевым применением. Участвуя в разработке танка ИС, Троянов предложил оснастить танк инерционным стартером, впервые примененным Трояновым на танке Т-50. Это существенно подняло надежность запуска танкового дизеля, так как он мог производиться не только электрическим и воздушным способом, но и вручную. 

Лев Сергеевич Троянов создал более полусотни военных гусеничных машин, из которых около двух десятков состояли на вооружении отечественной и многих зарубежных армий.

 

Источники:

http://xn----7sbb5ahj4aiadq2m.xn--p1ai/guide/constr/troyanov.shtml

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87