Духов Николай Леонидович (1904-1964) - конструктор тяжелых танков, ядерного и термоядерного оружия.
Он родился 13 октября 1904 года в украинском селе Веприк Гадячского уезда Полтавской губернии (ныне в Гадячском районе Полтавской области Украины). Мать Мария Михайловна была дочерью обедневшего помещика. Отец Леонид Викторович служил ротным фельдшером и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в селе Веприк. Сначала он учился в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским, мог читать техническую литературу на любом из них). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, в 1920 году Николай получил диплом об её окончании.
События Гражданской войны помешали ему сразу продолжить образование. С 14 лет Николай работал: сначала секретарём Вепричского комитета бедноты, с 1921 года – агентом продотряда. Вёл перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Также был заведующим районной избой-читальней, секретарём райземлеса, заведовал ЗАГСом. В 1925 году поступил на Чупаховский завод резчиком свёклы, хронометражистом. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро. Духову было уже 22 года, когда представилась возможность продолжить образование. По решению заводского комсомольского собрания ему вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 год на кафедре «Автомобили и тракторы» и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.
После окончания института был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец» (позднее – Ленинградский Кировский завод), где прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. Духов не боялся никаких инженерных поручений и со всеми успешно справлялся: работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжёлого подъёмного крана. После такого успешного начала молодого, способного, инициативного конструктора перевели в отдел танкостроения. В 1936 году его привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешел в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчета танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 года группа Н.Л. Духова выполнила задание, причём бортовую передачу новой конструкции для танка Николай Леонидович спроектировал лично.
В это время на заводе начиналась работа над проектированием принципиально новых тяжелых танков КВ (Климент Ворошилов). Творчески мыслящего инженера волновала проблема создания нового танка с противоснарядным бронированием. Духов был назначен ведущим конструктором одного из проектов. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины – тяжёлого танка КВ-1, а также внёс значительный вклад в разработку танка КВ-2. Духова в комбинезоне танкиста часто видели на полигоне. Вместе с испытателями он гонял опытные машины по пересеченной местности, принимал участие в обслуживании и ремонте машин.
В 1939 году Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ. Ходовые испытания показали, что новый танк обладает высокой огневой мощью, защитой и подвижностью. В предвоенное время танк КВ не имел аналогов за рубежом. Он был принят на вооружение Красной Армии и хорошо показал себя во время Советско–финской и Великой Отечественной войн. 11 ноября 1940 Духов был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ. Член ВКП(б) со 2 апреля 1941 года.
В 1941 году Ленинградский Кировский завод постепенно эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать производство танков КВ. 10 июля 1941 года Духов выехал из Ленинграда в Челябинск, получив должность главного конструктора отдела № 3. Уже 25 июля он был на месте и быстро организовал работу. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, так называемый «Танкоград». Н.Л. Духов стал заместителем главного конструктора, а Постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 года. Он налаживает поточно-конвейерное производство танков «КВ», возглавляет разработку их модификаций («КВ-1С», «КВ-85») и самоходных артиллерийских установок («СУ-152», «ИСУ-152»), осуществляет коренную модификацию средних танков «Т-34». Были изготовлены и не пошедшие в серию образцы – например КВ-13.
Знаменитый организатор производства, директор ЛКЗ, бывший одно время наркомом танковой промышленности, И.М. Зальцман писал о Духове: «С Николаем Леонидовичем я познакомился ещё в 1933 году. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчётчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном выпуске боевой техники и её серийном освоении». Он руководил и непосредственно участвовал в разработке и модернизации всех боевых машин Танкограда.
Но главным достижением руководимого Н.Л. Духовым коллектива явилось создание тяжёлых танков серии «ИС» (Иосиф Сталин) - «ИС-1», «ИС-2», «ИС-3» «ИС-4» - отлично зарекомендовавших себя на фронтах Великой Отечественной войны, показавших высокие боевые качества и преимущества перед танками немецко-фашистской армии. Эти танки были не только лучше, чем у врага, они были лучше, чем у союзников. При их разработке принимались принципиально новые конструктивные решения. Эти решения легли в основу танкостроительной школы, часто называемой Школой Духова. Талант Духова был ценен тем, что служил сегодняшним, самым насущным, сиюминутным задачам: так было, когда возникла необходимость замены подшипника; или когда траки нужно было ковать из двух половинок-«безклыковок», или в решении проблемы очистки воздуха – создании «мультициклона».
Сталин звонил почти каждый день, требуя, чтобы уральцы давали хотя бы несколько танков сверх плана. Но на сборке заканчивался запас дизельных двигателей, производство которых после эвакуации из Ленинграда еще не успели наладить. Однако среди привезенных деталей и оборудования нашлись бензиновые моторы. Слабоваты для танка КВ, но установить их – все-таки выход из ситуации. Решить проблему адаптации «не родных» моторов предстояло Николаю Духову. По воспоминаниям очевидцев, он взял с собой несколько помощников и целые сутки не выходил из КБ. Утром чертежи «переходников» для установки бензиновых двигателей были готовы. Еще более просто и гениально Духов решил проблему нехватки подшипников. Он предложил нарезать ролики из заготовок торсионных валов. Самодельные подшипники получились в 10 раз дешевле и намного удобнее фирменных. На заводе их тут же прозвали «духовскими». Для рождения этой идеи понадобилась всего одна ночь. «При разработке одного весьма хитрого узла у конструкторов возникли серьезные затруднения. Хотя и было предложено много интересных и остроумных вариантов, все они безжалостно отвергались теоретиками и экспериментаторами. И здесь Николай Леонидович вышел победителем: он придумал исключительно простую и надежную конструкцию узла, которая сразу была принята к разработке. Узел этот был назван в его честь – « Дух». (Терлецкий Н.А. с. 161*)
Конечно, не один Духов создавал танки. Над разработкой боевой техники трудился огромный, интеллектуальный, самоотверженный коллектив. Не только конструкторы, но и испытатели машин, рабочие-станочники, сборщики… Николай Леонидович был его душой, его мозгом, он умел чутко относиться к деловым предложениям каждого из работников, независимо от должности, критически анализировать ход работы, применяя полученные данные для улучшения конструкции. Административные вопросы тоже умел решать быстро. «Он был беспощаден к тем, кто не выполнял его поручений, затягивал и не доводил дело до конца. Тогда он мог отчитать виновного, подчас очень крепко и выразительно, но никогда его разнос не носил характера оскорбления и не ущемлял самолюбия. А уж если Николай Леонидович бывал доволен, то его теплое доброжелательное обращение «старина» воспринималось как знак особого расположения». (Терлецкий Н.А. с. 161*)
Конструкторы при изучении трофейного немецкого танка нашли оригинальное решение крепления гусениц. Использовали его в нашем танке. Провели испытания – все хорошо. Внедрили. И через некоторое время один из командующих фронтов направил докладную Сталину о случаях поставки на фронт бракованных машин, которые при резких разворотах теряют гусеницы. И добавил, что это явно вражеская деятельность. Сталин написал резолюцию: «Сволочей надо расстреливать!» Вскоре на завод из Москвы прибыл следователь по особо важным делам, после беседы с которым Духову стала ясна вся безнадежность дальнейшего положения. Спасло его и других конструкторов только чудо по тому времени. Следователь досконально разобрался в ситуации и, несмотря на грозную резолюцию Сталина, доложил руководству объективную информацию. Да, эпоха работы Духова была жестокой – за все отвечали сполна, и это вошло в его плоть и кровь.
Николай Семенович Патоличев вспоминает: «Николай Леонидович Духов запомнился мне чаще всего улыбающимся. Даже когда он излагал сложнейшие проблемы, касающиеся тех или иных конструкторских решений, с его лица не сходила приятная улыбка. Эту духовскую улыбку можно было видеть и тогда, когда он, уставший, вылезал из-под танка. Копаться в танке было его стихией. Таким он и запомнился – в промасленной одежде и улыбающийся».
Авторитет Духова среди конструкторов был очень велик. Необыкновенно простой в общении, улыбчивый, доброжелательный, Духов откликался на любую мало-мальски стоящую идею, исходящую от кого бы то ни было, ценил людей инициативных и смекалистых, любил общаться с рабочими-умельцами, обсуждал с ними возникавшие проблемы. «Он умел быть сам изобретателем и любил находить изюминку в чужой научно-технической деятельности. Он по натуре был просветителем. Он всегда весь светился и загорался, когда нужно было в чем-либо убедить, причем любил и умел это делать он не обязательно с трибуны, а прямо на рабочем месте, семинаре, в личной беседе…». (Фишман Д.А. с. 274*)
В 1944 году Н.Л. Духов возглавил кафедру гусеничных машин в Челябинском механико-машиностроительном институте (ныне Южно-Уральский государственный университет - ЮУрГУ).
21 января 1945 года Н.Л. Духову присвоено звание генерал-майор инженерно-танковой службы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года «за выдающиеся заслуги в деле организации и производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники, и обеспечение ими Красной Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны» в группе выдающихся руководителей оборонной промышленности и конструкторов генерал-майору инженерно-танковой службы Духову Николаю Леонидовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После войны под непосредственным руководством Н.Л. Духова разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 («Сталинец-80») с кабиной закрытого типа.
В летописи Челябинского тракторного завода о нём написано следующее: «Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта можно было сравнить с такими виднейшими конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Когда он рассматривал чертеж, то казалось, будто видит его насквозь. Ни одна ошибка не ускользала от его слегка прищуренного, спокойного взгляда. Духов не только выдвигал новые оригинальные технические идеи, он добивался претворения их в жизнь поистине военными темпами».
Если в годы войны Духова знали главным образом в Челябинске, то после к нему пришла поистине всесоюзная известность. Его портреты не раз появлялись на страницах центральных газет, о нем писали журналы «Огонек» и «Техника-молодежи». Но вся его известность заканчивается 1948 годом, когда его перевели в Москву. И только спустя десятилетия стало известно, что последние 16 лет своей жизни Духов провел под грифом «секретно», работая над созданием атомного оружия и подготовкой его серийного производства.
Cпособность Духова быстро включаться в решение экстренной проблемы особенно ярко проявилась, когда Николай Леонидович начал работать с И. В. Курчатовым над решением проблемы термоядерного щита. В 1946 году Н. Л. Духов привлекается к работам по созданию советской атомной бомбы. Он был назначен начальником специального конструкторского сектора КБ-11 Приволжской конторы «Главгорстроя» Министерства среднего машиностроения СССР Ю.Б. Харитона. В 1948 году он стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона. Ю. Харитон писал: «Он истинный, от природы, конструктор. Николай Леонидович был вообще очень талантливым, очень одаренным человеком во многих областях науки, техники, искусства. Мне думается, он был бы, например, и великим музыкантом, и художником…. Но он никогда и не мог быть ни тем, ни другим, ни третьим, потому что просто не мог не быть конструктором. Его конструкторская гениальность врожденная».
Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции первой атомной бомбы, причем разрабатывались принципиально новые конструкции, отсутствовавшие в отечественной практике. Он являлся активным участником испытаний первой отечественной атомной бомбы «РДС-1» на Семипалатинском полигоне в Казахстанской степи 29 августа 1949 года. Этот взрыв явился серьёзным ответом на угрозы США, обладавших к этому времени ядерным оружием, и уже неоднократно ими примененным в конце 2-й мировой войны на японских городах Хиросима и Нагасаки. Весь мир узнал, что и Советский Союз обладает этим, сдерживающим агрессоров смертоносным оружием.
Юлий Борисович Харитон так писал о Николае Леонидовиче: «Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие», «…то, что он сделал за свою жизнь, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины».
«За исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания, дающие право на присвоение звания Героя Социалистического Труда» указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года (с грифом: «Не подлежит опубликованию») генерал-майор инженерно-танковой службы Духов Николай Леонидович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
С 1952 по 1954 годы Н.Л. Духов - заместитель научного руководителя и главного конструктора КБ-11. 12 августа 1953 года принимает самое активное участие в испытании первой водородной бомбы «РДС-бс». Его роль в создании самых первых образцов советского ядерного оружия была значительна. Духов и его сотрудники сделали всё возможное, чтобы приблизить день ликвидации американской монополии на атомное оружие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1954 года генерал-майор инженерно-технической службы Духов Николай Леонидович награждён третьей золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.
С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11. На базе филиала вскоре было создано КБ-25 – Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики (ВНИИА) Министерства среднего машиностроения СССР. А.И. Белоносов пишет: «когда на территории института был построен новый лабораторный корпус и Н.Л. Духов переехал в новый кабинет, то первое же совещание с руководством института он начал с разъяснения, по существу, с оправдания, почему у него такой большой кабинет и что он нужен не для него, а для удобства всех присутствующих, а также и для авторитета фирмы при приеме многих представителей других организаций. Этот кабинет у директора института функционирует и теперь, и нет в нем никаких излишеств». Духов руководил институтом до своей смерти в 1964 году. Возглавляя это научно-исследовательское учреждение, он заложил основные направления тематики института - создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры.
За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей – баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ядерных боеприпасов и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией.
Огромна его заслуга в организации специализированного и серийного производства ядерных боеприпасов. Под непосредственным руководством Духова в отрасли была создана единая система ведения чертежного хозяйства, без налаживания которой нельзя было выходить на серийное производство. И везде пригодилась его необыкновенная способность вносить ясность в самые запутанные вопросы и находить простые решения сложных задач. Любимый девиз конструктора: «В работе нет мелочей!». Ему он сам следовал всю жизнь и учил тому же других. «Главное, чему учил, и что всегда подчеркивал Николай Леонидович, что в работе, тем более такой, как наша, не должно быть мелочей. Все должно продумываться, отрабатываться тщательно, глубоко, со знанием дела. Каждая формулировка текста должна быть отшлифована». (Абрамычев А.С. с. 267*)
Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам. Он установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А.И. Микояном, В.Н. Челомеем, С.П. Королёвым и другими. Сейчас ВНИИ автоматики в Москве носит имя Н.Л. Духова.
Делясь своими впечатлениями о Николае Леонидовиче, сотрудники не скрывали: да, бывал он вспыльчив, но зато, если смеялся над чем-то так что, находясь рядом, невозможно было не заразиться его открытым смехом; если радовался, то ликование его порой выражалось несколько необычно. «И вдруг такая картина… Николай Леонидович, маленький, толстенький, встает, закладывает руки за голову и… пускается в русскую плясовую вдоль стола! Притопывая, приговаривает: « Ай да молодцы! Ай да паразиты! Ай да рабочие! Ай да сукины дети!»…Так и обошел весь стол. Оказалось, что мои ребята предложение сделали ценное. Расчетами все подтвердилось». (Дорощук Н.Я. с. 271-272*)
Духов был родом с Полтавщины – тех мест удивительных и прекрасных, где в давние времена устраивались знаменитые Сорочинские ярмарки, где жили веселые и музыкальные люди. Рассказывали, что прадед Духова будто бы общался с самим Николаем Васильевичем Гоголем. Когда Духов принимал гостей, проявлялась аристократичность его натуры. Он умел создать непринужденную обстановку, охотно пел, аккомпанируя себе на рояле или гитаре. «Редкой чертой было умение Н.Л. Духова находить время для общения с сотрудниками вне служебной обстановки. Он мог запросто в воскресенье зайти на квартиру, выпить стакан чайку и задушевно побеседовать». (Абрамычев А.С. с. 270*)
Николай Леонидович обладал завидным чувством юмора, был ироничен и даже лукав: за глаза его называли «хитрым хохлей». «Очень любил всевозможные технические новинки самого различного назначения. В 1949 году он привез спиннинг с катушкой очень хитрой конструкции. В ближайшее же воскресенье он собрал любителей рыбной ловли, повел их на луг и стал демонстрировать приемы забрасывания блесны. В другой раз привез маленькую электрическую бритву, только что выпущенную заводом. Как-то в одном из цехов он стал демонстрировать эту новинку и в шутку сбрил усы у начальника цеха». (Абрамычев А.С. с. 274*)
Будучи натурой артистической, Духов при всем этом оставался инженером, механиком «до мозга костей». И как все высокоодаренные люди был человеколюбив и добр. «С ним было очень интересно разговаривать. Он очень любил шуткой разрядить обстановку так, что нескучно становилось обсуждать серьезные тяжелые вопросы». (Жучихин В. с. 276*)
В служебном кабинете главный конструктор не был рафинированным эстетом. Маленький, живой как ртуть, жесткий, но не жестокий, умный и бесконечно обаятельный – так описывают Духова современники. Мог вспылить, но быстро остывал и извинялся. Мог неожиданно рассмешить всех во время нудного совещания. Мог и крепкое словцо употребить.
Природа одарила его многими способностями. «Мы, тогда молодые специалисты, удивлялись и по-своему восхищались знаниями и эрудицией Н.Л. Духова. Будучи и по образованию, и по опыту предыдущей работы механиком, он вел профессиональные обсуждения по физике частиц, радиотехнике, метрологии, высоким напряжениям, баллистике, взрывчатым веществам и т.п. И когда он все это успевал познать?» (Абрамычев А.С. 268*) За что бы он ни брался, все у него получалось. Николай Леонидович Духов был наделен разносторонними талантами и увлекался многими искусствами: любил музыку, театр, литературу. «Очень любил книги, любил дарить их, советовать, что прочесть. Широта его интересов была поразительная. Наряду с книгами по физико-математическим наукам, радиотехнике, приборостроению, электронике можно было увидеть книги по философии, медицине, биологии, химии…» (Абрамычев А.С. с. 272-273*) Говорят, неплохо разбирался и в медицине (его отец служил фельдшером на сахарном заводе в местечке Веприк, где и родился Духов).
Ко всему прочему он прекрасно играл на рояле. Это неудивительно: отец Духова был военным фельдшером, мать – дочерью обедневшего помещика. Вероятно, именно она привила сыну любовь к музицированию. Везде, где работал Духов, поощрялись «музыкальные паузы». В КБ Духова на ЧТЗ в обеденный перерыв частенько садились за пианино. А в праздничные вечера рядовые сотрудники с удовольствием наблюдали, как генерал Духов темпераментно аккомпанирует лихо отплясывающему генералу Зальцману – легендарному директору Танкограда. Стоял рояль и в московской квартире Духова. На его крышке всегда лежали чистые листы бумаги, отточенные карандаши. Николай Леонидович начинал играть, увлекался, но вдруг музыка обрывалась… Это означало, что исполнитель перешел к другому виду творчества и делает наброски на бумаге. Настройщик Матвей Новиков, «лечивший» пианино Духова в Арзамасе-16, пишет, что пробежки по клавишам не только успокаивали его, но и настраивали на работу. Это ирония судьбы, что на долю такого человека выпала миссия создавать оружие. Он мог бы стать врачом, артистом, а создавал оружие, ибо оно служило великой цели освобождения человечества от ига фашизма.
Параллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. С 1935 по 1940 год он преподавал в Ленинградском автодорожном институте и на механическом факультете Ленинградского политехнического института. В 1944 году в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым и механико-технологическим. Заведующим кафедрой танкостроения («гусеничных машин») и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа был назначен Духов. Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов также придавал огромное значение подготовке научных кадров высшей квалификации. Он поставил перед министерством вопрос о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. Первые три защиты состоялись уже в 1962 году.
Николай Леонидович ушел из жизни до обидного рано – 1 мая 1964 года, незадолго до своего 60-летия. Лейкоз не пощадил его, как многих других пионеров атомной отрасли. Разрабатывая и испытывая ядерные устройства, они не представляли, какую скрытую опасность для здоровья создателей несут их «изделия». Челябинец Яков Гольдштейн вспоминал, что в начале 60-х случайно встретился с Духовым в Москве и был неприятно удивлен его болезненным видом. На вопрос, что случилось, Николай Леонидович, махнув рукой, ответил: «Что мы знали о коварстве радиации? Ничего! Хорохорились, радовались, торопились посмотреть на плоды своих рук. Вот и нарвались».…Когда в больничную палату вошла делегация из отраслевого министерства, Духов, наверное, понял, что конец близок, и… выгнал солидных посетителей, обозвав их вороньем! До последней минуты, видимо, не хотелось верить, что жизнь, по которой он шел только «вперед и выше», неожиданно обрывается. Нелепо. Трагически. Но и закономерно: Николай Духов никогда не жалел себя ради дела, которому служил.
Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1964 году в газете «Правда» появляется некролог, из которого стало известно, что Н.Л. Духов один из самых награжденных людей в стране. Он добился успехов на многих поприщах: конструктор танков, один из создателей ядерного щита СССР, инициатор создания и преподаватель ЮУрГУ. Член-корреспондент Академии наук СССР (1953), доктор технических наук (1953), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (31.05.1954).
Награждён четырьмя орденами Ленина (17.04.1940 «за успешную работу и проявленную инициативу по укреплению обороноспособности нашей страны», 15.08.1944, 16.09.1945, 25.10.1954), орденами Суворова II степени «за выдающиеся заслуги в создании танков и самоходок», (19.04.1945), Трудового Красного Знамени (24.01.1944), Красной Звезды за освоение танка КВ-1С (15.06.1942) и медалями, в том числе «За трудовую доблесть» за разработку противоминного трала (07.3.1940). Он трижды Герой Социалистического труда (1945,1949,1954), лауреат Ленинской премии (1960), пяти Сталинских премий (1943, 1946, 1949, 1951, 1953), лауреат Государственной премии СССР (1954).
Имя Н.Л. Духова присвоено ВНИИА - институту, в котором он работал с 1954 по 1964 годы. К столетию Николая Леонидовича и пятидесятилетию Всероссийского НИИ автоматики на территории ВНИИА был установлен бюст Духова работы скульптора В. Н. Левина.
Память о нём увековечена в названии одной из улиц города Сарова (бывший Арзамас-16) Нижегородской области.
В его родном селе Веприк установлен бюст.
В Челябинске на доме № 15 по проспекту Ленина, в котором в годы Великой Отечественной войны жил выдающийся конструктор, установлена мемориальная доска-барельеф работы скульптора Э.Э. Головницкой.
В 2004 году, к столетию Николая Леонидовича, в Южно-Уральском государственном университете открыли мемориальную доску. 15 декабря 2003 года в галерее ученых ЮУрГУ открыт бюст Н.Л. Духова работы заслуженного художника РСФСР Вардкеса Айковича Авакяна.
В 2004 году Верховная Рада Украины приняла постановление «О праздновании 100-летия со дня рождения Николая Леонидовича Духова». Торжественная дата отмечалась в сентябре 2004 года на государственном уровне. Празднование прошло в содружестве с Российской Федерацией. На Украине обещали издать автобиографические материалы о Николае Духове и установить его бюст в мемориальном комплексе Великой Отечественной войны в Киеве.
В ознаменование 100-летия со дня рождения Н.Л. Духова по заказу ВНИИА издательством «Марка» была выпущена юбилейная марка, а на Московском монетном дворе по эскизу художника И. Копыткина изготовлена памятная медаль «100 лет со дня рождения Н. Л. Духова».
Источники:
Материал предоставила Л. В. Давыдова, зав. абонементом библиотеки № 32